В то время я была студенткой. Обучаясь на факультете журналистики Ташкентского государственного университета, мы, студенты, получали глубокие знания по предметам от профессоров и преподавателей, преподающих разные дисциплины. Очевидно, из-за любознательности студентов, нам всё хотелось как можно быстрее получить все знания в области своей профессиональной деятельности.
Разумеется, у нас было и свободное от занятий время, которую мы проводили в кругу друзей и однокурсников, которые в свою очередь собрались из разных уголков Советского Союза. Мы провожали время, увлекаясь рассказами о разных интересных, приключенческих и исторических событиях, и с трепетной душой слушали друг друга. Я всё горела желанием увидеть все услышанное своими глазами. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наше любопытство побуждало в нас столь безмерное желание путешествовать.
Та время была эпохой бывшего Советского Союза, билеты были дешевыми, а для студентов предоставлялся ряд существенных льгот. Пользуясь предоставленными возможностями, мы периодически, точнее очень часто организовывали для наших сокурсников поездки в разные регионы Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Каракалпакстана. В свою очередь, наши сокурсники побывали и в Кыргызстане, посещая красивейшие уголки нашей райской страны. Участие в конкурсе «Казахстан глазами зарубежных СМИ» и вынудила меня вспомнить о своих студенческих годах. Конкурс проводится для иностранных журналистов Министерством иностранных дел Республики Казахстан, Ассоциацией журналистов Казахстана, «Национальной корпорацией туризма Казахстана» и Секретариатом Совета по сотрудничеству и мерам доверия в Азии на протяжении нескольких лет. В этом году стартовал традиционный VIII Международный творческий конкурс, который проводится с 2014 года. У меня появилась желание участвовать в данном конкурсе. Я решила написать статью для конкурса, о нашей славной поездке с однокурсниками в паломничества в мавзолей Ходжи Ахмада Яссави в Туркестанскую область Казахстана. Причиной такого решения стало рассказ моей подруги из Андижана, об одном из сподвижников Ахмада Яссави, о дедушке Тораме которому исполнилось уже более 100 лет. Она так взволнованно и чувственно рассказала, что повлияло на меня настолько впечатляюще, что мне захотелось в тот же момент вскочить и поехать в прекрасное путешествие с возгласом «Где же ты Ширманбулак!»Как я уже себе обещала, в конце недели, как только появилось возможность поездки, мы ничего не раздумывая отправились в сторону Ширманбулака. Итак, наше путешествие началось с того, как мы сев на поезд Ташкент — Жалал-Абад за полцены билета, доехали до Андижана. Дорога не длинная, но несмотря на это мы немного подустали, всё-таки упорное обучения дает о себе знать. Решили передохнуть в доме нашей подруги. Но долго сидеть нам не удалось, ведь как говорят в народе: любопытство берет верх над страхом и усталостью. Видимо наша усталость тоже не исключения. Когда мы зашли в дом к деду Тораму, нас в прихожей встретила пожилая женщина лет девяносто. До того, как к нам на встречу не появился сам дед Торам, мы принялись побеседовать с бабушкой. Общаясь с нами, она продолжала свое шитьё. Это бабушка меня немного удивила, не смотря на возраст и на опухшие вены на бледной руке, она без очков и с легкостью завязывало узелок на нитку, ее лицо, несмотря на множество морщин на щеках и вокруг глаз казалось молодым и светлым. Я подумала при себе и посмеялась, от того что оказывается тело человека может стареть и дряхлеть, а душа останется молодым на веки. Девушки решили ей помочь, но бабушка резко, но, улыбаясь с добрыми глазами взглянув на них, ответила: — Дочки мои, вы решили оставить меня без благих деяний и наград за них на пути службы деду Тораму?! Не позволив себе помочь, она стала рассказывать о жизненном пути с дедом Торам, какая у них была счастливая и прекрасная жизнь, рассказала о своих детях, внуков и внучек. Она шутливо говорит:- Я не позволяю невесткам даже постирать его носки, желая получить всю награду от благих деяний служа этому святому человеку. Как повествует эта бабушка, дед Торам является одним из приближенных сподвижников Ахмада Яссави. Дед Торам с юных лет изучал богословие, и религиозные учения. Что даже стал человеком ученого уровня, личностью который получил титул Шейха (почётное название видного богослова в исламе) за его полное и безупречное знание в области богословия. Он сам имеет бесконечное число учеников получающих от него религиозное образование. Дед Торам часто ездит в Сайрам, где находится могила Ахмада Яссави и посещает его могилу в целях паломничества и из-за уважения к своему учителю. В комнату, где мы сидели, вошел дедушка Торам и поприветствовал нас. К удивлению, несмотря на свой возраст, он ходил гордо подняв голову даже не опираясь на трость. Когда же мы собирались встать и поприветствовать в ответ он жестами рукой указал нам сесть и не беспокоится.
Приветливо посмотрел дед Торам на нас и вежливо сказал, — Добро пожаловать дочки мои.
На что бабушка ответила, — Девушки приехали из Ташкента специально вас наведать.
Это хорошо, хвала Аллаху, что дал возможность нам встретиться, — ответил дедушка Торам, открывая руки для молитвы.
Мы до сих пор не могли поверить, что дед Тораму исполнилось более 100 лет. Старик, лицо которого сияло светом, был высокого роста, с белой бородой на лице, отчего выглядел еще более здоровым и «элегантней». Когда мы рассказали об этом деду, он рассмеялся и сказал: «Хвала Аллаху, что сделал мою жизнь долгой и благодатной. Моя стойкость и здоровье также на руках Аллаха, а причиной же является мой учитель Ходжа Ахмед Яссави». Он также рассказал, что сильно заболел, когда ему было 90 лет, и не мог даже встать с постели. Врачи говорили его детям: «мол, ему осталось недолго жить, готовьтесь к худшему». Его дети, родственники, ученики и сподвижники, которые были уверены, что он проживает последние минуты своей жизни, неподвижно сидели рядом с ним, не на секунду не оставляя его одного. То теряя сознания, то приходя в себя дед Торам успел даже оставить завещание, и главное поручил своему внуку Маруфхану продолжать его деятельность. Однако, в один из тех мрачных и печальных дней, когда он лежал, тяжело дыша, к нему пришел сам Хазрат Ахмед Яссави.
— Что это с тобой, тебя устраивает так лежать?! — спросил он, протягивая ему руку. Естественно, окружающие его люди испугались, думая, что он разговаривает с ангелом смерти.
Дедушка Торам говорит: «Передо мной стоит сам Хожа Ахмад Яссави, он велит мне встать», — и он медленно встает и руками ищет свою рядом лежащую трость. Тогда его учитель говорит ему, что трость не понадобится, и приказывает взять его за руку. Дедушка Торам, не чувствуя нужды в трости, на которую он уже давно опирался, смело встал и пошел вслед за своим учителем.
Дед Торам благодарит Бога за свое возвращение к здоровой жизни, после этого инцидента. Чудная история деда Торама оказал на нас такое сильное впечатленье, что мы сразу же составили планы поездки для паломничества могилы Ахмада Яссави. Для начала мы хотели бы побольше изучать жизнь этого великого человека, так сказать поближе познакомится.
Ходжа Ахмед Яссави, основатель первой мистической секты, появившейся в Средней Азии в XII веке, родился в 1105 году в Сайраме, в семье шейха Ибрагима. Время его смерти во многих рукописных источниках указано как 1167 год. Ахмад уже в детстве остался без матери, а затем лишился и отца. Его сестра Гавхар Шахноз занимается его воспитанием. После того, как Яссави переехал в Яссы со своей сестрой, он встретил своего первого учителя Арсланбаба и учился у него («В семилетнем возрасте я нашел своего деда Арсланбаба …»). Первоначальное образование Ахмед получил у известного ученого Шахабеддина Исфиджаби в Яссы. Затем по указанию своего деда Арсланбаба он отправился в Бухару учиться у Юсуфа Хамадани. Сам Ахмед Яссави сознается, что к учителю Юсуфу Хамадани пошел в 23 года и учился у него. В Бухаре он углублённо изучает персидский и арабский языки. Он знакомится с мистической литературой, написанной на персидском языке. Он был собеседником и консультировался с Ходжой Абдухоликом Гиждувани, Абдуллой Барки, Ходжой Хасаном Андоки, и даже стал одним из сподвижников Юсуфа Хамадани. Затем, после получение образование от Юсуфа Хамадани, Яссави возвращается в свою родину в Туркестан, и основывает свою секту. Для распространения своих идей, он больше всего пользуется поэзией. Нравственные, философские и богословские основы идей секты Яссави, формируются непосредственно на основе Священного Корана и хадис-шарифов нашего Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В учениях Ахмада Яссави проповедуется духовно-нравственные качества, обозначенные нашим пророком – доброта, великодушие, довольство и честность, побуждая людей повиноваться только Аллаху. В его мудром учении советы играют ключевую роль. Все они воплощают в себе принципы суфийского учения — познание истины. А также в его концепции нашли свое отражение идеи, призывающие к любви и к истине, и у к уходу от земного мира похоти. В его концепции одним из основных путей формирования совершенного человека, является принцип освобождения человеческого духа и разума от всех пороков, побуждающих в человеке низкие нравственные поступки.
История о том, как он в семь лет познакомился с Арсланбабом, настолько въелась в нашу память, что ее невозможно описать словами. Потому что мы гордились тем, что село Арсланбаб является одним из райских уголков нашего Кыргызстана. Наши бабушки рассказывали нам много историй о том, как Арсланбаб, который был садовником Пророка, мир ему и благословение Аллаха, носил во рту финики для Ахмеда Яссави. В источниках написано, что однажды, когда наш Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, собрал вокруг себя своих сподвижников и сели есть финики, один финик начал крутиться в чаше. Тогда сподвижники спросили Пророка, что это за благословение?! На что Пророк ответил: «Прошлой ночью мне приснился святой человек, имеется в виду Ходжа Ахмад Яссави. Он родится через 400 лет. Кто может доставить этот финик тому великому святому человеку?» Сподвижники ответили: «Это слишком долгая время, что не хватит жизни, как это сделать?» Тогда дед Арслан сказал: «О Посланник Божий, я передам этот финик святому. Просите у Аллаха долгой жизни для меня»
Предсказание сбылось. Через 400 лет родился тот самый великий святой Ходжа Ахмед Яссави. Оставшись без родителей, Яссави отправляется к Арсланбабу, и, увидев его, Арсланбаб отдает тот самый финик владельцу. Будущий святой избирает своим учителем посланника нашего Пророка и учится у него богословия.
В ходе изучения исторических источников мы выяснили, что великая святыня имени Арсланбаб есть и в нашем Кыргызстане, и в соседнем Казахстане.
Амир Тимур дабы увековечить имя своего наставника Его Святейшества Ходжи Ахмада Яссави, намеревался построить мавзолей на месте, где он навеки покоится. Тогда Тимуру явился во сне его наставник Яссави и сказал: «Сначала построй мавзолей моему учителю Арсланбабу, потом может быть и мне». Так, Амир Тимур из смеси разных металлов изготовил 40-колосный казан, на ней приготовил еду для мастеров и начал строительства мавзолея, как приказал наставник, он сначала построил мавзолей для учителя Яссави то есть Арсланбабу, а затем для самого Ахмеда Яссави.
На выходных мы были счастливы, что добрались до усыпальницы Святого Ходжа Ахмеда Яссави, что недалеко от города Ташкента. Нынче стало еще легче и удобнее ехать, и снова мы с возгласом «Ну, где же ты Сайрам», планируем отправиться в путешествие. Кстати, на самом деле присутствие наших соотечественников в гостях у мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави свидетельствует о том, что дороги открыты и нет никаких трудностей при пересечении границ между странами.
Ранохан МАМИТОВА,
член Союза журналистов Кыргызстана.